Алгоритмика сознания
Задача создания искусственного интеллекта поставлена уже давно, но прорыва в её решении не наблюдается. Думается, что путь к успеху - это исследование механизмов мышления человека и их разумное копирование. Потому что любой промежуточный продукт с ущербным интеллектом неприемлим!
Попытемся восстановить последовательность мыслительных процессов в мозгу человека хотя бы конспективно. Ограничимся рассмотрением процессов обработки входной информации - зрительной и звуковой, подвергающейся наиболее сложной обработке:
I. Подсознательная (инстинктивная) стадия, отдельная для каждого физико-химического информационного канала:
1. Технический анализ (наведение, фокусировка, сканирование, стереовосприятие). Контролируется как низкоуровневыми инстинктивными прерываниями, так и вниманием (таких механизмов несколько, они венчают каждую стадию).
2. Трансформационный анализ (опознавание образов/элементов зрительной сцены/звуковой речи, их текущего состояния и индивидуализирующих параметров). Требует обширной БД объектов, использует параллельную обработку информации и характеризуется высочайшей скоростью. Актуализирует в памяти опознанные объекты.
3. Динамический анализ (опознавание простых явлений/речевых предложений, явных взаимосвязей между элементами одной картины). Работает над опознанными объектами, одновременно находящимися в поле зрения/слуха. Генерирует сценарные мысли (М11) на плоских нейронных матрицах, способных к мультиплицированию синхронизированных массивов данных. Привязывает события к временной оси.
Картинку можно прокрутить перед мысленным взором (реакция Р11).
4. Ассоциативный анализ (актуализирует/устанавливает/пересматривает прямые связи между объектами памяти, являющимися базовыми знаниями). Вскрывает содержание внешней информации и актуализирует условные рефлексы (М12) нескольких типов - как мыслительных, так и моторных:
- однозначные (стереотипные убеждения и моторные инстинкты),
- вероятностные (интуитивные догадки и быстрый ответ из спектра возможностей),
- статистические (неосознанный выбор, основанный на фоновой статистике).
При определённых условиях рефлекс срабатывает и генерируется инстинктивная реакция Р12.
5. Эмоциональный анализ (выявляет базовый смысл происходящего на основании эволюции всего вида). Генерирует эмоции М13 на текущие объекты и явления. Их сила определяет значимость событий и степень их впечатывания в память. (Алгоритмизации эмоций будет посвящена отдельная статья).
Сильная эмоция вызывает немедленную примитивную инстинктивную реакцию Р13: агрессия, секс, бегство, торжество и т.п.
6. На этом процесс анализа информации на I стадии заканчивается и возникают три опции:
- изменение эмоционального фона, накопление "отложенного потенциала".
- продолжение анализа информации или возврат к началу цикла (механизм внимания №1).
II. Ум
1. Мультимедийная интеграция (объединение данных, полученных по разным каналам, в единое целое). Во временной памяти формируется сценарная мысль М21 вместе со всем ассоциативным рядом, выработанным на подсознательной стадии.
2. Контекстный анализ (определение места и роли внешней информации, соотнесение её с уже имеющимися знаниями). Встраивает сценарные мысли в память как расширение существующих. "Склеивает" обрывки данных, как это происходит при просмотре кинофильмов. (Скорее всего, основную работу по оптимизации БД выполняет в спокойной обстановке во сне).
3. Лингвистическая компактифация (создание в памяти абстрактной модели объектов и явлений на базе лингвистически-кодированных структур). Такую содержательную мысль М22 при желании можно пересказать (Р22). Содержательная мысль, базирующаяся на лингвистическом кодировании, весьма компактна по сравнению со сценарной.
4. Семантический анализ (выявление смысла информации). Смысловая мысль М24 представляет собой причинно-следственную логическую структуру (ПСЛС), характеризующую протекание явления/развитие ситуации, но не его природу. М24 для сложных явлений может редуцироваться или разбиваться на отдельные короткие фрагменты (выводы) - М23.
(Ум не занимается работой по извлечению смысла из содержания. Ему нужно лишь опознать аналогичную ситуацию и провести ассоциативную экстраполяцию).
5. Гносеологическая оценка информации. Происходит сравнение внешних данных с уже известным знанием. Новая информация, не конфликтующая с существующей БД, на этой стадии игнорируется. (Однако, подсознательный ассоциативный анализ модифицирует навыки и опыт в фоновом режиме).
На этой стадии происходит и сознательное обучение, т.е. внедрение знаний в память.
6. Опережающий анализ ситуации. (Поиск наиболее вероятной перспективы её развития). Конкретная мысль М24 соотносится с накопленными знаниями о вариантах развития данной ситуации и извлекает из памяти соответствующие выводы М23. (Они связываются ранее в контекстном анализе). В чистом виде мысли невозможны, они всегда несут в себе элементы субъективности.
7. Эмоциональная оценка ситуации. Прежде всего, вырабатывается чувство понимания или непонимания. (Непонимание включает Интеллект). Эта оценка выявляет социальный смысл происходящего на основании поздней истории развития вида. Абстрактный смысл ситуации (М23/М24) сравнивается с религиозно-идеологическими идеалами или императивами совести и в случае конфликта вызывает эмоциональный перепад М25. Тогда содержание информации выделяется в памяти как важное событие. При превышении эмоциональным перепадом определённого порога немедленно запускается выработанная "про запас" соответствующая эмоциональная реакция Р25. (В частности, смех, являющийся реакцией на конфликт внутри двусмысленной М22, в котором запаздывающий смысл М24 противоречит "предвиденному" опережающему выводу М23. Но есть и другие формулы смеха).
Отрицательный эмоциональный фон создаёт дискомфорт и требует своего удовлетворения.
8. Рациональная переоценка ситуации.
Смысл ситуации соотносится с текущими доминирующими интересами/целями человека и приобретает личностный оттенок. Из памяти извлекается целый спектр стандартных индивидуальных мыслей М26, отражающих личность в рамках её текущего состояния.
9. Рациональный выбор. Ум принимает оперативное решение, извлекая из памяти одну стандартную реакцию или сложный навык Р26, основываясь на небольшом числе критериев, и запускает его на исполнение. (Подбор критериев более всего характеризует черты характера человека). Когда варианты равнозначны, выбор происходит спонтанно.
10. Механизм внимания №2. На этом процесс анализа информации на II стадии заканчивается и возникают три опции:
- возвращение к началу цикла на I стадии,
- возвращение к началу цикла на II стадии,
- продолжение анализа информации.
III. Интеллект
Интеллект призывается Умом или подсознанием на помощь тогда, когда на каком-либо этапе обработки информации возникает сбой. И тогда, когда в памяти есть незавершённые мысли или перед человеком стоит поисковая задача. Но только тогда, когда есть время на "размышление", которое требуется интеллекту для полноценной работы.
Основные функции интеллекта:
1) Осуществить опознавание образа, для опознания которого не хватает прямой информации.
2) Выявлять скрытые связи между объектами и явлениями.
3) Отвергать стереотипы, вносить ветвления и условия в спектр вариантов.
4) Сдерживать эмоции, предлагая альтернативу методу "идти напролом".
5) Вырабатывать жизненные принципы, стратегические цели и ограничивать средства их достижения.
6) Выделять смысл из содержания. (Сила интеллекта зависит от глубины и точности ПСЛС).
7) Осуществлять интеллектуальную переоценку ситуации.
8) Выявлять противоречия и выражать сомнения.
9) Производить интеллектуальный выбор.
10) Строить алгоритмы. (Обратные ПСЛС).
11) Сосредотачивать внимание (механизм №3) на субъективно важных объектах, ситуациях и задачах.
12) Применять логический анализ (в тех редких случаях, когда присутствует однозначность ПС связей).
13) Творить новые мысли на базе существующей БД и ассоциативных фантазий.
(Методы и творческие механизмы интеллекта здесь не рассматриваются ввиду необъятности темы).
IV. Сознание - малая часть механизмов мышления, способная одновременно обрабатывать только одну интеллектуальную мысль, актуализированную в памяти. Внимание (переключение внимания) позволяет осуществлять режим мультизадачности.
Несколько фоновых моторных рефлекторно-автоматических процессов, запущенных умом, если протекают без помех, то минуют сознание.
Постоянная функция бодрствующего сознания - циклическая прокрутка внешней и внутренней информации вокруг мысли "текущего состояния организма в окружающем мире"
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток